|
BI Application in Banks
Критерии оценки систем бюджетирования
Пример автоматизации технологии подготовки отчетности по МСФО |
|
Настоящая статья является продолжением цикла статей, посвященных внедрению системы бюджетирования в банке.
В предыдущей статье цикла было дано понятие оперативного планирования, рассмотрены цели, задачи, методы и технологии планирования бюджета банка и определены основные принципы построения планового бюджета банка. Но планирование бюджета не должно превращаться в самоцель: для принятия эффективных управленческих решений топ-менеджменту необходимо в режиме реального времени получать информацию о фактическом исполнении бюджета банка.
В этой статье описана технология организации бухгалтерского и внесистемного (управленческого) учета в целях накопления, обработки и использования информации по фактическому исполнению бюджета в разрезе финансовой структуры банка.
Учет фактического исполнения оперативного бюджета ведется на двух взаимосвязанных уровнях - на уровне бухгалтерского учета и на уровне внесистемного учета.
На уровне бухгалтерского учета решаются следующие задачи:
На уровне внесистемного учета решаются следующие задачи:
Задача учета фактического исполнения бюджета на уровне бухгалтерского учета может решаться следующими способами:
ведение классификаторов лицевых счетов,
В рамках хозрасчета система лицевых счетов банка должна отражать его финансовую структуру. Для автоматизации учета фактического исполнения бюджета используют метод кодировки лицевых счетов. К 20-тизначному номеру лицевого счета прибавляется код центра финансовой ответственности (ЦФО) по бизнес-структуре. В каждом банке в зависимости от его финансовой структуры может быть разработана собственная система кодирования лицевых счетов. Пример кодировки лицевых счетов приведен в таблице 1.
Таблица 1. Пример кодировки лицевых счетов.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ... | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
Номер лицевого счета в соответствии с "Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях:" №61 | Код БН | Код головной конторы / филиала | Порядковый номер отделения в филиале | Порядковый номер управления в головной конторе | Порядковый номер отдела в управлении |
Достоинство предлагаемой схемы в том, что не нарушается традиционно используемая нумерация лицевых счетов в банке.
Недостатки данной схемы заключаются в следующем:
В случае, если по каким-либо причинам организовать персонифицированный учет проблематично, необходимо вести следующие классификаторы лицевых счетов:
Таблица 2. Классификатор отнесений лицевых счетов по ЦФО и статьям аналитического баланса.
Номер лицевого счета | Подразделение (из классификатора "Подразделение") | Статья аналитического баланса (из классификатора "Активы / Пассивы") |
---|---|---|
452048103000000ХХХХХ | Кредитный отдел (20012) | Кредиты ЮЛ |
455048106000000ХХХХХ | Кредитный отдел (20012) | Кредиты ФЛ |
515018100000000ХХХХХ | Отдел ценных бумаг (20011) | Учтенные векселя |
И так по всем без исключения лицевым счетам |
Таблица 3. Классификатор отнесений лицевых счетов доходов и расходов к ЦФО и статьям аналитического бюджета доходов и расходов.
Номер лицевого счета | Подразделение (из классификатора "Подразделение") | Статья бюджета доходов и расходов (из классификатора "Доходы / Расходы") |
---|---|---|
701018109000000ХХХХХ | Кредитный отдел (20012) | Проценты, полученные за предоставленные кредиты ЮЛ |
701018106000000ХХХХХ | Кредитный отдел (20012) | Проценты, полученные за предоставленные кредиты ФЛ |
701028100000000ХХХХХ | Отдел ценных бумаг (20011) | Доходы, полученные от операций с ценными бумагами (учтенные векселя) |
И так далее по всем без исключения счетам доходов и расходов |
Дополнительно может быть произведена маркировка доходно-расходных проводок кодами БН и ЦФО. В этом случае ведение лицевых счетов в разрезе ЦФО не требуется. Маркировка доходно-расходных проводок необходима, когда определенный доход или расход ведется бухгалтерией банка в течение отчетного периода по каждому субъекту отчетности, но записывается сводными суммами на одном лицевом счете в конце отчетного периода. Например, командировочные расходы ведутся бухгалтерией по каждому подотчетному лицу на счетах взаиморасчетов, а затем переносятся на один лицевой счет. Метки проводок, осуществляемых по счетам взаиморасчетов в корреспонденции с доходно-расходными счетами банка, позволяют автоматизировать вычисление фактических значений соответствующих статей бюджетов ЦФО непосредственно из АБС. Иначе, на внесистемном уровне, потребуется организовать дополнительный учет прямых затрат для разноски их по ЦФО.
ЦЗ банка, входящие в ЦИ "Обслуживающие подразделения", и задействованные в хозяйственной деятельности (хозяйственный отдел, управление автоматизации, отдел автотранспорта), ведут учет используемых материальных ценностей по подразделениям банка.
Бухгалтерия банка обеспечивает конечный учет материальных ценностей, своевременное списание и сводное распределение расходов по подразделениям банка. Учет материальных ценностей осуществляется также и внесистемно. Такой учет позволяет выявить фактические расходы, определить нормы потребления, оптимизировать расходы на содержание подразделений.
Общебанковские расходы бухгалтерией банка сначала относятся на ЦИ, так как их нельзя прямо отнести к какому-либо БН. Затем, на уровне внесистемного учета, посредством аллокаций происходит их распределение по ЦП и ЦЗ, входящим в БН.
Трансфертные доходы (расходы) - внутренние доходы (расходы) ЦФО банка от продажи (покупки) ресурсов на внутрибанковском рынке.
Если какое-либо ЦФО работает только на привлечение (размещение) ресурсов и не проводит активных (пассивных) операций, то оно изначально не может иметь прибыль, и его БДР состоит только из расходной (доходной) части. Оценить эффективность деятельности такого ЦФО не представляется возможным. Подход, связанный с учетом трансфертных доходов и расходов, позволяет отнести на такое ЦФО часть общебанковского дохода (расхода), полученного от продажи (покупки) привлеченных (размещенных) этим ЦФО ресурсов.
Для организации внутрибанковского рынка ресурсов создается подразделение (в нашем примере - это Казначейство), которое покупает ресурсы у привлекающих подразделений и продает ресурсы размещающим подразделениям (см. схему 1). Кроме этого, задачей Казначейства является обеспечение оптимальной структуры активов и пассивов и управление ликвидностью банка.
Существует несколько методологических подходов организации работы Казначейства на внутрибанковском рынке ресурсов.
Данный метод, на наш взгляд, больше подходит крупным банкам, которые имеют возможность работать с широким кругом финансовых инструментов, а также могут позволить себе дополнительные затраты на ведение внутреннего учета.
Метод позволяет периодически, ориентируясь на изменения рынка, устанавливать трансфертные цены покупки и продажи ресурсов и перераспределять ресурсы между привлекающими и размещающими подразделениями.
Трансфертные цены основываются на внешних рыночных индикаторах. В качестве индикаторов выбираются имеющие публичные рыночные котировки инструменты соответствующих сроков с минимальным кредитным риском на том рынке, на котором в данный момент работает банк.
Методика расчета трансфертных цен включает в себя расчет цен продаж и цен покупок ресурсов Казначейством на внутрибанковском рынке. При этом трансфертные цены покупки (продажи) отражают альтернативную стоимость привлечения (размещения) аналогичных (в данной валюте на данный срок) ресурсов на рынке.
Все привлеченные пассивными подразделениями ресурсы подлежат передаче в Казначейство по трансфертным ценам покупок. Пассивы до востребования и несвязанные депозиты физических лиц передаются пулом. Срочные пассивы корпоративных клиентов передаются посделочно, путем заключения трансфертных сделок, которые имеют такую же сумму, срок и ставку, включая условия ее пересмотра, как у внешней сделки. Таким образом, Казначейство аккумулирует все привлеченные ресурсы кроме тех, что идут на формирование остатков по кассе.
Сформированный пул ресурсов является пассивом для осуществления активных операций банка. Активы формируются путем продажи активным подразделениям ресурсов, которые они затем используют для проведения своих операций. Продажа ресурсов активным подразделениям происходит через заключение срочной кредитной сделки, которая имеет сумму, срок и ставку, включая условия ее пересмотра. Сделка продажи ресурсов производится под каждую конкретную сделку с параметрами, аналогичными внешней сделке.
Данный метод, на наш взгляд, больше подходит мелким и средним банкам, так как он не требует дополнительных ресурсов на ведение внутреннего учета.
Управление активами и пассивами осуществляется на основе группировки активов и пассивов в портфели. Исходя из структуры того или иного портфеля, Казначейство устанавливает трансфертные ставки (r) для каждого вида актива/пассива (ap) c учетом срочности (i) и валюты номинала (j). Казначейство покупает ресурсы у привлекающих подразделений и продает их размещающим подразделениям по ставке r(ap, i, j).
В этом случае Казначейство своей прибыли не имеет и выступает как ЦЗ. Образующаяся разница между доходами от продажи ресурсов и расходами по покупке ресурсов относится на Казначейство и составляет его доходно-расходную позицию по перераспределению ресурсов банка. Таким образом, выполняется важнейший принцип учета компенсаций - сводное сальдо по внутренним расчетам ресурсов должно быть равно нулю, не влияя на общий финансовый результат банка в целом. Эта доходно-расходная позиция не перераспределяется на ЦП.
Для установки трансфертных ставок необходимо решить 2 задачи:
Методические варианты решения задачи определения трансфертных ставок r (ap, i, j) приведены в таблице 5. На пересечении клеток можно выписать активы и пассивы ap (i, j), для которых будут приняты соответствующие методы расчета операционной маржи и способа ее деления.
Таблица 5. Методики определения трансфертных ставок
| Метод деления операционной маржи для нахождения трансфертных ставок r(ap, i, j) | |||
---|---|---|---|---|
Метод нахождения операционной маржи для ресурса ap(i, j) | Пополам | "1:2" | Спецставка | Другой принцип |
Котловой метод | ||||
Котловой метод в рамках портфеля | ||||
Фондирование | ||||
Метод сравнения с эквивалентной операцией на финансовом рынке | ||||
Другой принцип |
Внутренние доходы (расходы) подразделений банка складываются из доходов (расходов) от продажи (покупки) услуг или прямого переноса расходов по материально-техническому обеспечению с ЦЗ, входящих в ЦИ "Обслуживающие подразделения", на ЦФО банка. Все расходы банка делятся на прямые и косвенные доходы-расходы. Косвенные доходы-расходы относятся на ЦП и ЦЗ, входящие в БН, путем аллокаций этих доходов-расходов с ЦЗ, входящих в ЦИ. Часть прямых накладных и прочих расходов учитывается в бюджетах ЦЗ, входящих в ЦИ "Обслуживающие подразделения", а затем путем прямого переноса относится на ЦП и ЦЗ банка, входящие в БН. Затраты обслуживающих подразделений, которые можно прямо отнести на подразделения банка, делятся на 3 вида:
В соответствии со сметой общехозяйственных расходов затраты по материально-техническому обеспечению подразделений изначально относятся бухгалтерией банка на обслуживающие подразделения. Переброска данных затрат на подразделения банка ведется бухгалтерией банка на основе информации от обслуживающих подразделений, согласованной с отделом планирования, по выборкам подразделениями банка оборудования, материалов и МБП со склада.
Коррекции доходов (расходов) - распределение комиссионных и непроцентных доходов (расходов) между ЦП банка.
Нередко в проведении той или иной банковской операции могут быть задействованы несколько ЦП. Соответственно, при получении комиссионных и других непроцентных доходов от операции и определении расходов в результате ее проведения, возникает необходимость перераспределения указанных доходов и расходов между задействованными ЦП. Кроме того, в схему распределения доходов-расходов от услуг клиентам банка может быть включено подразделение, которое "привлекло" клиента в банк. Это также относится и к ситуации наличия в банке персональных менеджеров клиентов.
На практике четкие критерии оценки реального вклада каждого подразделения в полученном доходе от операций иили произведенном расходе установить достаточно сложно. По существу это сводится в каждом конкретном случае к определению пропорций распределения доходов и расходов по каждой операции между подразделениями, участвующими в ее проведении. Это предполагает определенные допущения и компромиссы. Поэтому можно ограничиться использованием упрощенного подхода к определению внешних и внутренних комиссионных и других непроцентных доходов и расходов по подразделениям. Основные принципы данного подхода заключаются в следующем:
Обычно инициатором коррекции доходов оказываются подразделения, желающие распределения части дохода в свою пользу. А инициатором коррекции расходов являются подразделения, на которые изначально "легли" данные расходы.
Отдел планирования вправе произвести корректировку доходно-расходных позиций только после получения соответствующего информационного письма, подписанного начальниками заинтересованных подразделений банка и содержащего информацию об операции, по которой получен доход (понесен расход) и о ЦП и ЦЗ, участвующих в перераспределении этого дохода (расхода). При учете коррекций в отделе планирования делаются проводки перераспределения доходов и расходов между заинтересованными подразделениями банка.
Аллокация - (пере)распределение доходов-расходов центров инфраструктуры на ЦП и ЦЗ, входящие в БН банка.
Косвенные общебанковские доходы-расходы изначально относятся бухгалтерией банка на ЦЗ, входящие ЦИ, а затем аллокируются на БН.
Основной принцип аллокаций - все расходы ЦИ должны быть распределены на ЦП и ЦЗ, входящие в БН. Аллокация производится по экономически обоснованным принципам, базам распределения.
В качестве примера мы выделили два ЦИ: ЦИ "Обслуживающие подразделения" и ЦИ "Затраты на управление". В ЦИ "Обслуживающие подразделения" входят подразделения, оказывающие услуги центрам прибыли (например, бухгалтерия, канцелярия, отдел информационных технологий и автоматизации, управление персоналом, отдел маркетинга и рекламы и т.д.). В ЦИ "Затраты на управление" входят ЦЗ, управляющие различными ЦФО банка и не вошедшие ни в одно БН банка (например, Правление, управление филиалов Головной конторы, директора филиалов, начальники отделений).
Технология аллокаций может быть описана с помощью типовой таблицы аллокаций (см. таблицу 6) и предполагает последовательное выполнение трех ключевых этапов:
Этап 1. Общебанковские доходы и расходы, ранее отнесенные бухгалтерией на обеспечивающие ЦЗ, распределяются на все ЦФО банка. Исключение составляют ЦФО, доходы-расходы которого аллокируются, и ЦФО "Казначейство", если оно функционирует как ЦЗ (см. таблицу 6, аллокации №№ 1-2).
Этап 2. Полностью распределяются собственные и аллокированные на этапе 1 доходы-расходы ЦЗ, входящих в ЦИ "Затраты на управление", на все ЦФО банка. Исключение составляют ЦФО, доходы-расходы которого аллокируются, и ЦФО "Казначейство", если оно функционирует как ЦЗ. (см. таблицу 6, аллокация № 14).
Этап 3. Распределяются собственные доходы-расходы и аллокированные на этапах 1, 2 доходы-расходы ЦЗ, входящих в ЦИ В "Обслуживающие подразделения", на все ЦФО, входящие в БН. (см. таблицу 6, аллокация № 15).
Таблица 6. Таблица аллокаций.
| Источник | Приемник | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
№ п/п | ЦФО или группа ЦФО | Сумма к аллокации | Статья | ЦФО или группа ЦФО | Статья | Алгоритм аллокации или база распред. |
Чьи доходы-расходы аллокируются? | Сумма аллокируемых доходов-расходов | По какой статье БДР учитывается аллокация у источника? | На кого аллокируются доходы-расходы? | По какой статье БДР учитывается аллокация у приемника? | Как (по какому принципу) аллокируются доходы-расходы? | |
Распределение общебанковских доходов и расходов | ||||||
1 | ЦЗ 10080 "Управление делами" | S = Статья (Расходы на содержание зданий) | Аллокации затрат ЦИ "Обслуживающие подразделения" | Все кроме ЦФО 9999 "Казначейство" | Аллокация затрат ЦИ | База распределения = "Занимаемая площадь" |
2 | ЦФО 10000 "Главная контора (Правление)" | S = Статья (Затраты на аудиторские проверки) | Аллокации затрат ЦИ "Обслуживающие подразделения" | Все кроме ЦФО 9999 "Казначейство" | Аллокация затрат ЦИ | База распределения = "ФОТ" |
... | ... | ... | ... | ... | ... | ... |
Распределение собственных расходов общебанковских ЦЗ | ||||||
14 | По каждому ЦЗ, входящему в ЦИ "Затраты на управление" | S = Статья (Все расходы) | Аллокации затрат ЦИ "Затраты на управление" | Все ЦФО кроме ЦИ "Затраты на управление" и ЦФО 9999 "Казначейство" | Аллокация затрат ЦИ | База распределения = "ФОТ" |
15 | ЦФО 10071 "Аналитический отдел", входящий в ЦИ "Обслуживающие подразделения" | S = Статья (Все расходы) | Аллокации затрат ЦИ "Обслуживающие подразделения" | На все ЦФО, входящие в БН 1-8. | Аллокация затрат ЦИ | База распределения = "ФОТ" |
... | ... | ... | ... | ... | ... | ... |
Финансовый результат определяется как разность между суммарным доходом и суммарным расходом ЦФО. Расчет финансового результата производится отделом планирования после выполнения всех корректировок доходов и расходов подразделений в следующей последовательности:
Этап 1. Расчет финансового результата по каждому ЦП и ЦЗ, входящему в БН.
Этап 2. Формирование консолидированного бюджета доходов и расходов каждого БН путем суммирования соответствующих статей доходов и расходов ЦП и ЦЗ, входящих в эти БН. Расчет финансового результата по БН как суммы финансовых результатов ЦП и ЦЗ, входящих в БН.
Этап 3. Формирование консолидированного бюджета доходов и расходов банка путем суммирования всех статей доходов и расходов бюджетов БН за исключением следующих статей:
Затем выполняется расчет финансового результата банка как сумма финансовых результатов БН.
Отделом планирования подготавливаются отчеты о фактическом исполнении бюджета. Для визуального сравнения плана и факта отчеты о фактическом исполнении бюджета должны содержать те же статьи, что и при планировании бюджета. Также в отчеты о фактическом исполнении бюджета должны быть включены абсолютные и/или процентные отклонения плана от факта.
Вышеизложенная технология учета фактического исполнения бюджета банка универсальна, поэтому она может быть быстро адаптирована и применена в большинстве российских банков.
|
BI Application in Banks
Критерии оценки систем бюджетирования
Пример автоматизации технологии подготовки отчетности по МСФО |
|
ТрастКонто © Copyright 2006-2023
info@tconto.ru / +7 (495) 631-1298
Карта сайта