![](/img/tr_linemain.gif)
| ![]() |
Практика финансового управления: расчет доходности клиентов
Финансовое управление и бюджетирование в банке. Технология ведения управленческого учета в банках (часть 2) | ![]() |
|
Настоящая статья является продолжением цикла статей, посвященных внедрению системы бюджетирования в банке . Предыдущие статьи были посвящены постановке хозрасчета, проектированию финансовой структуры и определению структуры, состава и принципов построения оперативного бюджета коммерческого банка. В следующих статьях цикла будут подробно описаны этапы процесса бюджетирования.
Технология бюджетирования предполагает последовательное итерационное выполнение следующих стадий (см. Рис.1):
Оперативное планирование - этап бюджетирования, заключающийся в разработке, согласовании и утверждении планов, определяющих будущее финансовое состояние банка, а также путей, способов и средств его достижения.
Оперативное планирование бюджета банка конкретизирует задачи финансовой деятельности на относительно близкую перспективу (квартал с разбивкой по месяцам) путем трансформации стратегических показателей в плановые значения статей бюджетов банка. При этом используется уточненная прогнозная информация о рыночных и иных ограничениях, действующих на интервале оперативного планирования.
Таким образом, при планировании учитывается ряд внешних и внутренних ограничений, которые накладываются на разрабатываемую модель.
Внешние ограничения - это нормативы ЦБР (достаточность капитала, допустимый размер открытой валютной позиции, нормативы мгновенной и текущей ликвидности и др.).
Внутренние ограничения - это лимиты и требования, установленные внутрибанковскими документами, в частности, лимиты на объем вложений и на уровень риска, требуемый уровень рентабельности и/или процентной маржи банка, объем высоколиквидных активов, размер гэпа и др.
Цель оперативного планирования бюджета банка - обеспечить эффективное управление ресурсами банка в среднесрочной перспективе.
Задачи на планируемый период могут быть представлены следующим образом:
Процесс построения плана бюджета банка включает следующие этапы:
Планирование оперативного бюджета банка может быть организовано несколькими методами. Рассмотрим преимущества и недостатки использования тех или иных методов планирования.
1. Метод планирования бюджета банка "сверху-вниз" используется для централизованного формирования бюджета.
Преимущества метода:
Руководство, как правило, гораздо лучше, чем менеджеры нижнего уровня, осведомлено о тактических и стратегических планах развития кредитной организации. Таким образом, оно имеет возможность "спустить" такие плановые значения по статьям бюджета каждому структурному подразделению, которые будут отражать реальные планы банка. Бюджет, составляемый по принципу "сверху-вниз", требует от руководства банка четкого понимания основных особенностей организации и способности сформировать реальный для выполнения план развития бизнеса.
Такой подход обеспечивает согласованность бюджетов отдельных подразделений и позволяет задавать контрольные показатели для оценки эффективности работы центров ответственности.
Планирование бюджета банка "сверху-вниз" должно быть нацелено на удовлетворение, в первую очередь, интересов учредителей, владельцев и инвесторов банка. Если этот принцип не соблюдается, то теряются все преимущества метода.
Недостатки метода:
Руководство банка может не учесть особенностей деятельности отдельных подразделений банка и задать невыполнимые плановые значения бюджета.
2. Метод планирования бюджета банка "снизу-вверх" используется для децентрализованного формирования бюджета.
Преимущества метода:
Менеджеры каждого центра ответственности планируют бюджетные позиции, связанные с профильной деятельностью только своего подразделения, и предоставляют руководителям банка отфильтрованную и обобщенную бюджетную информацию только по своему подразделению. Таким образом, менеджеры каждого центра ответственности и бизнес-направления в целом могут применить на практике все свои знания и опыт, поучаствовать в развитии своего направления бизнеса.
Недостатки метода:
Довольно часто представленные "снизу" плановые бюджетные показатели изменяются руководителями в процессе утверждения бюджета, что в случае необоснованности решения или недостаточной аргументации может вызвать негативную реакцию подчиненных. В дальнейшем такая ситуация нередко ведет к снижению доверия и внимания к бюджетному процессу со стороны менеджеров нижнего уровня, что выражается в небрежно подготовленных данных или сознательном завышении цифр в первоначальных версиях бюджета.
Зачастую у менеджеров центров ответственности нет понимания корпоративных целей, отсутствует увязка планов развития подразделения и ресурсных возможностей. Случается, что составление консолидированного бюджета банка сводится к простому суммированию бюджетов подразделений банка без какого-либо осмысления и корректировки. В случае если согласование бюджетов отдельных структурных единиц банка все же происходит, то, как правило, оно отнимает много сил и времени.
3. "Комбинированный" метод планирования бюджета банка позволяет использовать преимущества методов "сверху-вниз" и "снизу-вверх" и при этом нивелировать их недостатки.
Топ-менеджментом и кураторами бизнес-направлений определяются общебанковские консолидированные значения статей бюджета, которые передаются в подразделения и филиалы по технологии "сверху-вниз". В подразделениях и филиалах в рамках заданных общебанковских значений устанавливаются значения статей бюджета по технологии "снизу-вверх".
4. Метод планирования бюджета банка "комбинированный с лимитами " дополнительно поддерживает для руководящих органов возможность установки лимитов на значения всех или некоторых статей бюджета подразделений и филиалов.
Построение оперативного планового бюджета банка является сложным многоуровневым процессом, основанным на взаимодействии подразделений банка с отделом планирования и руководством банка. На практике операция планирования бюджета подразделения может повторяться несколько раз, по мере того как в бюджет этого центра ответственности будут вноситься изменения и коррекции до момента достижения оптимального результата.
Функция планирования осуществляется под руководством Финансового директора банка. Для организации и методического обеспечения процесса планирования, а также мониторинга реализации планов банка необходимо создать постоянно действующее функциональное подразделение, например, отдел или управление планирования, непосредственно подчиненное Финансовому директору. В филиалах банка под руководством Управляющего филиалом также функционируют плановые отделы, обеспечивающие вовлечение в процесс планирования как можно большего количества активных менеджеров и ведущих специалистов филиалов.
Таким образом, отдел планирования является основным разработчиком финансовых планов, а также подразделением, консолидирующим вокруг себя весь процесс подготовки и принятия решений по вопросам финансового планирования.
В случае использования "комбинированного" или "комбинированного с лимитами" метода финансовое планирование может представлять собой итеративный процесс, включающий следующие основные этапы:
По завершению планового периода отдел планирования, на основании данных управленческого учета, формирует для руководства банка, филиалов и структурных подразделений отчеты о достижении планируемых показателей и эффективности работы подразделений.
Финансовые планы банка должны быть зафиксированы в определенной форме, позволяющей интегрировать, координировать и кооперировать планы различных объектов планирования.
Форма предоставления плановой информации определяется отделом планирования и согласуется с кураторами бизнес-направлений.
Отчетные формы должны иметь степень детализации, достаточную для однозначной идентификации бюджетной позиции.
Планирование бюджетов осуществляется последовательно: сначала планируется бюджет активов и пассивов (БАП), затем бюджет доходов и расходов (БДР), смета капитальных вложений и бюджет движения денежных средств (БДДС). Далее, по мере накопления опыта использования бюджетов, специалистами банка могут быть разработаны любые другие формы бюджетов, необходимых для оперативного управления деятельностью конкретной кредитной организации. Пример отчетной формы аналитического баланса банка (бюджета активов и пассивов) представлен в таблице 3.
Таблица 3. Аналитический баланс по банку, тыс.руб.
Виды требований / обязательств (Type of assets/liabiities) | Входящий баланс на 01/07/2001 | План на 3 квартал 2001 г. | ||
---|---|---|---|---|
июль | август | сентябрь | ||
Активы (ASSETS) | ||||
Денежные средства и документы (Cash) | ||||
Остатки на счетах НОСТРО (Nostro Accounts) | ||||
в ЦБ РФ (кроме ФОР) | ||||
в ком.банках РФ | ||||
в банках других стран | ||||
Кредиты корпоративным клиентам (Due from Corporate customers) | ||||
Кредиты корпоративным клиентам (Due from Corporate customers) | ||||
Кредиты физлицам (Due from Private customers) | ||||
Кредиты физлицам (Due from Private customers) | ||||
Кредиты и депозиты банкам (Due from Banks) | ||||
несвязанные (MM) | ||||
активные РЕПО (Active REPOs) | ||||
Покрытия и страховые депозиты (Collaterials & Margins placed) | ||||
Учтенные векселя (Promissory notes bought) | ||||
до востребования | ||||
срочные | ||||
Облигации (Bonds) | ||||
гоc. и муниц. Облигации РФ (Government & municipal bonds | ||||
облигации развитых стран (Developed countries bonds) | ||||
облигации прочие (Other bonds) | ||||
Акции (Stocks) | ||||
Паи и участия (Participations) | ||||
ФОР (Central Bank Reserve) | ||||
Средства в расчетах (Other assets) | ||||
Материальные активы и НМА, участия (Fixed assets & intangibles) | ||||
Расходы (Expenses) | ||||
Пассивы (LIABILITIES) | ||||
Корпоративные клиенты (Due to Corporate clients) | ||||
до востребования (On demand) | ||||
депозиты и депозитные сертификаты (Time deposits) | ||||
Физические лица (Due to Private customers) | ||||
до востребования (On demand) | ||||
депозиты и сберегательные сертификаты (Time deposits) | ||||
Банки (Due to Banks) | ||||
до востребования (On demand) | ||||
кредиты и депозиты (Time deposits) | ||||
пассивные РЕПО (Passive REPOs) | ||||
Векселя и облигации выпущенные (Promissory notes issued) | ||||
до востребования | ||||
Срочные | ||||
Средства в расчетах (Other liabilities) | ||||
Резервы (Reserve) | ||||
резервы на покрытие убытков по ссудам | ||||
резервы под обесценение инвестиций | ||||
резервы по внебалансовым обязательствам | ||||
Капитал (Equity) | ||||
Доходы (Income) |
В Таблице 2 представлена технология определения плановых значений бюджетов банка: БАП, БДР и БДДС.
Таблица 2. Технология планирования показателей бюджета банка.
Показатели планирования | Технология планирования |
---|---|
Бюджет активов и пассивов (БАП) | |
Объем привлеченных или размещенных средств. | Планирование производится на основе прогнозов привлечений / размещений соответствующих подразделений, составленных на основе заключенных и планируемых контрактов, исходя из видов ресурсов, сроков и средних ставок. |
Бюджет доходов и расходов (БДР) | |
Планирование процентных доходов и расходов. | Планирование производится на основе прогнозируемых объемов и видов операций подразделения, значений привлеченных и размещенных ресурсов по их видам и срокам и средним ставкам. |
Планирование трансфертных доходов и расходов (только для центров прибыли и бизнес-направлений). | Планирование производится на основе прогнозируемых значений ресурсов, передаваемых Казначейству для размещения или принимаемых от него по ставкам, установленным Казначейством. |
Планирование комиссионных доходов и расходов. | Планирование комиссионных доходов и расходов может осуществляться следующими способами:
|
Планирование расходов на персонал (зарплата, премии, налоги и пр.) | Планирование производится исходя из прогнозируемого изменения численности персонала по должностным категориям |
Эксплуатационные и административно-хозяйственные расходы по статьям. | Планирование производится исходя из фактических значений за предыдущий период с учетом возможного их изменения. |
Бюджет движения денежных средств (БДДС) | |
Поток средств от операционной деятельности:
|
|
Поток выплат по налогам | Планирование производится на основе:
|
Поток средств от неоперационной деятельности:
| Планирование производится на основе:
|
Поток средств от финансовой деятельности:
| Планирование производится на основе:
|
Чтобы вся система бюджетирования функционировала эффективно, рекомендуется придерживаться следующих принципов планирования бюджета:
Банку необходимо вовлечь в бюджетный процесс как можно больше своих специалистов. Обусловлено это тем, что функция планирования тесно сопряжена с другими функциями менеджмента, особенно с мотивацией труда персонала банка. От вознаграждения за труд во многом зависят и результаты реализации планов банка.
| ![]() |
Практика финансового управления: расчет доходности клиентов
Финансовое управление и бюджетирование в банке. Технология ведения управленческого учета в банках (часть 2) | ![]() |
|
ТрастКонто © Copyright 2006-2023
info@tconto.ru / +7 (495) 631-1298
Карта сайта