Внедрение системы управленческого учета в банке - сложный процесс, включающий информационные, технические, организационные, кадровые и другие мероприятия.
Организация системы управленческого учета в банке
Известно, что система управленческого учета в каждом банке имеет свои особенности, поскольку строится исходя из внутренних потребностей руководства банка в информации. Но типовые элементы этой системы так или иначе присутствуют в каждом банке.
Так, в системе управленческого учета банка должны вестись следующие регистры:
На основе этих регистров учета формируются следующие формы управленческих отчетов:
Плановые значения показателей задаются в процессе формальной технологии планирования исходя из заключенных и предполагаемых к заключению сделок. Плановые значения показателей не меняются а течение планового периода, фактические значения вычисляются по совершенным банковским операциям, а прогнозные значения вычисляются на основе текущего значения показателей с учетом запланированных движений активов и пассивов, доходов и расходов по заключенным сделкам.
Ведение БАП, БДР и БДДС
Планирование статей БАП, БДР и БДДС осуществляется в ручном, полуавтоматическом и автоматическом режимах на основе заключенных и предполагаемых к заключению сделок.
Фактические значения этих статей на любую дату вычисляются на основе Журнала движения фактических позиций путем сложения входящих остатков с суммой оборотов по одноименным статьям. При этом они могут одновременно вестись как в валютах сделок, так и в неограниченном количестве учетных валют.
Прогнозные статьи формируются путем сложения фактических входящих остатков на дату начала прогноза с суммой "активных" позиций по одноименным статьям Журнала движения прогнозных позиций.
Журналы сделок
Журналы сделок обычно ведутся в электронном виде подразделениями банка, совершающими сделки с внешними контрагентами, по каждому виду сделок. Формы Журналов по каждому виду сделки имеют свои особенности.
В универсальном банке можно выделить следующие Журналы сделок (в реальности Журналы могут быть более детализированными):
Журнал движения прогнозных позиций
Ежедневно на основе записей в Журналах сделок формируется Журнал движения прогнозных позиций. Прогнозная позиция имеет следующую структуру.
Журнал движения фактических позиций
Структура Журнала движения фактических позиций соответствует Журналу движения прогнозных позиций, но без установки признака "Прогноз". Журнал ведется на основе реально совершенных банковских операций и формируется подразделениями на основе данных бухгалтерского учета.
Сводный Журнал движения фактических позиций составляется на основе Журналов движения фактических позиций каждого подразделения, что включает и данные по внутрибанковским операциям.
Автоматизация системы управленческого учета
Комплексная автоматизированная система управленческого учета банка может быть построена с использованием передовых информационных технологий: Data Warehouse, OLAP, XML, Internet.
Автоматизация системы управленческого учета включает:
Предполагается, что Журналы сделок ведутся в каждом подразделении с помощью программных продуктов класса OLTP, настольных баз данных (например, MS Access, MS Excel) и т.д.
Журналы сделок, где бы они ни находились, с помощью шлюзов экспорта-импорта загружаются в банковское Хранилище. С помощью IT-технологий это можно сделать максимально быстро. Ранее препятствием для тесной интеграции бизнес-приложений являлось отсутствие согласованных форматов между различными автоматизированными системами и приложениями. Появление языка XML, признанного многими в качестве лучшего инструмента для решения поставленной задачи, позволяет качественно разешить эту проблему.
Журналы движения прогнозных и фактических позиций также загружаются в банковское Хранилище. В принципе, не исключен вариант, когда Журналы движения плановых и фактических позиций формируются автоматически по некоторым бизнес-правилам на этапе загрузки Журналов сделок в банковское Хранилище. Бизнес-правила формирования позиций означают фактически формализованную учетную политику. С помощью систем класса OLAP-Client производится OLAP-анализ данных банковского Хранилища и выпуск динамических отчетов на основе
Журналов движения позиций. При этом многомерный куб строится по атрибутам Журналов движения позиций. С помощью данного куба можно построить следующие отчеты:
Позиция "Код исполнителя" в Журналах движения позиций является иерархической. Это оправдано, например, в такой ситуации: конечный исполнитель, код которого проставляется в Журнале, работает в некотором подразделении, подразделение входит в филиал, филиал - в Главную контору. Иерархическое представление позиции обеспечивает возможность строить отчеты в разрезе подразделений, филиалов и банка в целом, т.е. в разрезе оргштатной структуры банка.
Так как движение позиции ведется одновременно и в валюте номинала, и в неограниченном числе валют учета (с необходимым пересчетом), имеется возможность мгновенно получать отчеты в разных валютах -номинала сделок, учетных (например, в рублях и долларах одновременно).
Для учета расхождений плановых и фактических значений статей БАП, БДР и БДДС необходимо хранить данные о плановых значениях этих статей. Для этого в банке должно вестись планирование бюджета. С точки зрения автоматизации модуль ведения бюджета - это OLTP-приложение, так как в нем кроме планирования должны выполняться транзакционные операции - расчет трансфертных цен, трансфертная покупка-продажа ресурсов внутри банка, перераспределение доходов и расходов, покупка услуг внутренних подразделений банка друг у друга и т.д.
Модуль ведения бюджета логично интегрировать с банковским Хранилищем. Тогда плановые, прогнозные и фактические позиции будут находиться в одном месте - в Хранилище. Соответственно, применяя OLAP-инструменты, можно дополнительно контролировать расхождения плана и факта, плана и прогноза. Причем в поиске ответа на вопрос: "почему получились именно такие цифры", несложно будет дойти до первичных документов из Журналов сделок.
В этом случае, используя банковское Хранилище, можно построить следующие отчеты, дополняющие вышеприведенные.
Практически все современные системы класса Data Warehouse и OLAP поддерживают сервис по публикации в Internet данных, полученных в результате анализа. Поэтому руководители банка, которые собственно и являются главными потребителями данных управленческого учета, могут, находясь в любой точке мира, в режиме on-line получить информацию и полностью контролировать ситуацию в банке.
Таким образом, использование технологий Data Warehouse, OLAP и Internet при построении комплексной автоматизированной системы ведения управленческого учета в банке позволяет организовать эффективный полноценный учет, анализ накопленных исторических и планируемых данных, спрогнозировать исполнение запланированных статей и показателей. При этом потребители (топ-менеджмент банка) получают мгновенный доступ ко всей первичной и отчетной информации без привлечения руководителей подразделений.
ТрастКонто © Copyright 2006-2023
info@tconto.ru / +7 (495) 631-1298
Карта сайта